Система полного привода

Опубликовано: 02.09.2018

видео Система полного привода

Урок 5 - типы виды привода автомобиля, задний привод, передний привод, полный привод 4WD

Полноприводные автомобили имеют трансмиссии различных конструкций, которые в совокупности образуют системы полного привода. Системы полного привода разделяются на: постоянного подключения; подключаемые автоматически и ручного подключения.



Разные виды систем полного привода обычно имеют разное предназначение. Но в целом можно выделить следующие преимущества этих систем, которые определяют область их применения:

наиболее эффективное использование мощности двигателя;

лучшая управляемость и устойчивость на скользком покрытии и высокая проходимость автомобиля.


Технологии Субару: симметричный полный привод

Система постоянного полного привода

Система постоянного полного привода обеспечивает постоянную передачу крутящего момента на все колеса автомобиля.

Система состоит из конструктивных элементов, характерных для полноприводной трансмиссии, а именно: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи, межколесные дифференциалы задней и передней оси, а также полуоси колес.


Автоэкспертиза. Полный привод и его разновидности

Постоянный полный привод применяется как на автомобилях с переднеприводной компоновкой (с поперечным расположением двигателя и коробки передач), так и на автомобилях с заднеприводной компоновкой (продольное расположение двигателя и коробки передач). Такие системы

имеют различия в основном по конструкции раздаточной коробки и карданных передач.  Полноприводные качества автомобиля не означают что ремонт ходовой части на нем будет производиться не часто. Обычно владельцы таких авто эксплуатируют их, что называется "по полной".

Схема постоянного полного привода

1. межколесный дифференциал передней оси

2. коробка передач

3. межосевой дифференциал

4. карданная передача задней оси

5. главная передача задней оси

6. межколесный дифференциал задней оси

7. раздаточная коробка

8. карданная передача передней оси

9. главная передача передней оси

10. вискомуфта

Наиболее известными системами постоянного полного привода являются системы 4Matic от Mercedes, Quattro от Audi, xDrive от BMW.

Сцепление обеспечивает кратковременное разъединение двигателя от трансмиссии при переключении передач и защищает элементы трансмиссии от перегрузок. Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля. В автоматической коробке передач роль сцепления выполняет гидротрансформатор.

Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента по осям автомобиля и при необходимости его увеличения. Современная раздаточная коробка имеет цепную передачу (зубчатую передачу), обеспечивающую передачу крутящего момента на переднюю ось, понижающую передачу в виде планетарного редуктора (в некоторых конструкциях), а так же межосевой дифференциал.

Наличие межосевого дифференциала является отличительным атрибутом раздаточной коробки системы постоянного полного привода. Для максимальной реализации полноприводных возможностей в конструкции системы предусмотрена блокировка межосевого дифференциала.

Блокировка дифференциала может осуществляться вручную или автоматически. К современным конструкциям автоматической блокировки межосевого дифференциала относятся вискомуфта, самоблокирующийся дифференциал Torsen, многодисковая фрикционная муфта.

Ручная блокировка дифференциала выполняется водителем с помощью механического, электрического, пневматического или гидравлического привода. На некоторых конструкциях раздаточной коробки предусмотрена возможность как автоматической, так и ручной блокировки межосевого дифференциала.

Карданные передачи передают крутящий момент от вторичных валов раздаточной коробки на валы главных передач. Главная передача служит для увеличения крутящего момента и его передачи на полуоси колес.

Межколесный дифференциал выполняет функцию распределения крутящего момента между ведущими колесами и позволяет полуосям вращаться с различными угловыми скоростями. В полноприводных конструкциях межколесный дифференциал применяется как на передней так и задней оси.

Для реализации полноприводных возможностей один или оба дифференциала имеют возможность блокировки, при этом блокировку межколесного дифференциала можно осуществить вручную или автоматически (вискомуфта, дифференциал Torsen). У современных автомобилей применяется электронная блокировка дифференциала.

Принцип работы системы постоянного полного привода

Крутящий момент от двигателя передается на коробку передач и далее на раздаточную коробку. В раздаточной коробке момент распределяется по осям. Водитель при необходимости может включить понижающую передачу. Далее крутящий момент через карданные валы передается на главную передачу и межосевой дифференциал каждой из осей. В свою очередь от дифференциала крутящий момент через полуоси передается к ведущим колесам. При проскальзывании колес одной из осей автоматически или принудительно производится блокировка межосевого и межколесного дифференциалов.

Система полного привода подключаемого автоматически

Перспективным направлением развития полного привода легковых автомобилей является система полного привода подключаемого автоматически (другое наименование – система On demand, в переводе «по требованию»). Такая система обеспечивает подключение колес одной из осей в случае проскальзывания колес другой оси. В обычных же условиях эксплуатации автомобиль является передне- или заднеприводным.

Большинство ведущих автопроизводителей имеют в своем модельном ряду автомобили с автоматически подключаемым полным приводом. Наиболее известной системой полного привода подключаемого автоматически является 4Motion от Volkswagen.

Конструкция системы полного привода подключаемого автоматически такая же как у постоянного полного привода, за исключением наличия муфты подключения задней оси.

Раздаточная коробка в системе автоматически подключаемого полного привода представляет собой, как правило, конический редуктор. Понижающая передача и межосевой дифференциал отсутствуют.

В качестве муфты подключения задней оси используются вискомуфта или управляемая электроникой фрикционная муфта. Известной фрикционной муфтой является муфта Haldex, которая используется в системе полного привода 4Motion концерна Volkswagen.

Схема постоянного полного привода подключаемого автоматически

1. двигатель

2. главная передача задней оси

3. карданная передача

4.  главная передача передней оси

5. межколесный дифференциал задней оси

6. муфта подключения задней оси (муфта Haldex)

7. межколесный дифференциал передней оси

8. коробка передач

Принцип работы системы полного привода подключаемого автоматически.

Крутящий момент от двигателя, через сцепление, коробку передач, главную передачу и дифференциал передается на переднюю ось автомобиля. Крутящий момент посредством раздаточной коробки и карданных валов передается на фрикционную муфту. В нормальном положении фрикционная муфта имеет минимальное сжатие, при котором на заднюю ось передается не более 10% крутящего момента. Во время проскальзывании колес передней оси от электронного блока управления поступает команда, включается фрикционная муфта и передает крутящий момент на заднюю ось. Величина передаваемого на заднюю ось крутящего момента может изменяться в определенных пределах.

Система полного привода подключаемого вручную

Система полного привода подключаемого вручную (другое наименование - система Part Time, в переводе «частичное время») в настоящее время практически не применяется, из-за низкой эффективности. Тем не менее, именно эта система обеспечивает жесткую связь передней и задней оси, передачу крутящего момента в соотношении 50:50 и поэтому является по настоящему внедорожной.

Устройство системы полного привода подключаемого вручную в целом аналогично системе постоянного полного привода. Основные отличия – отсутствие межосевого дифференциала и возможность подключения переднего моста в раздаточной коробке. Стоит отметить, что в некоторых конструкциях постоянного полного привода применяется функция отключения переднего моста. Правда в данном случае отключение и подключение это не одно и то же.

rss