САЙТ ГАРАЖНИКА

Опубликовано: 27.08.2018

видео САЙТ ГАРАЖНИКА

Заряжаем проволокой китайский полуавтомат Fubag TSMIG 150

О современных противоугонных средствах

Ни для кого не секрет, что на подавляющем большинстве автомобилей, эксплуатирующихся в нашей стране, установлено в том или ином виде электронное устройство, в обиходе называемое «сигнализацией».


Вместе с тем, это название не вполне корректно. Сигнализациями назывались первые модели электронных устройств, призванных противостоять злоумышленникам, желающим завладеть вашим любимым автомобилем, и суть их сводилась к подаче сигнала тревоги при попытке проникновения (чаще всего, при открытии двери). На заре появления «сигналок» рев сирены еще мог как-то отпугнуть негодяев и привлечь внимание соседей. Знаменитый доктор Айболит, говорил, как мы помним, следующее – «Граждане! Не бойтесь Бармалеев. Если к вам в дом ворвался разбойник — позовите соседей. Соседи всегда добрые и храбрые!».


Потроха китайского полуавтомата Fubag TSMIG 150

Сегодня же доносящееся со двора вашего дома в ночи «Уиу, уиу, уиу! Пии-пии-пии!», от которого у каждого автовладельца замирает сердце – «Не моя ли ласточка зовет хозяина?» — вызывает у остальных жильцов вашего дома лишь раздражение. К тому же не факт, что хозяин слышит крик помощи своего железного коня. А если авто стоит на парковке магазина, услышите ли вы его призывный зов?

Да и не только по этой причине толка от надоедливых завываний немного. Долго ли злодею открыть воющий автомобиль отмычкой, дернуть ручку открывания капота и залить пол-баллона строительной пены в сирену, тем самым намертво заглушив истошные вопли, после чего спокойно перекусить ненужные провода и уехать?

Именно по этой причине современные автомобили стараются защитить комплексно. И «сигналки», которые продаются в автомагазинах уже не просто «сигнализации», а противоугонные сигнализации. Как видно из названия, это электронные устройства, функция которых состоит не только в том, чтобы сигнализировать владельцу о несанкционированном доступе, но и противостоять угону.

Современные противоугонные устройства можно условно разделить на три вида:

1. Механические, препятствующие угону с помощью блокировки органов управления (педали, рулевой вал, КПП). Сюда же относятся электромеханические замки на капот, электрогидравлические блокираторы тормозных магистралей, разного рода крышки, препятствующие несанкционированному доступу к электронным узлам и разъемам автомобиля, блокираторы дверей.

2. Электронные противоугонные сигнализации и иммобилайзеры.

3. Поисковые маячки.

В настоящее время из механических противоугонных средств рекомендуются к установке блокираторы рулевого вала, это самые нелюбимые угонщиками устройства. Новенькая Toyota Camry моего коллеги осталась стоять во дворе лишь потому, что угонщики, разбив стекло задней двери, начали возиться с электронными блоками, увидели блокиратор рулевого вала и предпочли угнать соседний автомобиль, на котором такого устройства не было. Добавим также, что не стоит цеплять на руль и педали дешевые крюкообразные поделки, продающиеся в автомагазинах, толку от них крайне мало. Блокираторы переключения передач и педали сцепления малоэффективны в силу того, что современные КПП управляются чаще всего тросовыми приводами (а то и электронными), и ничего не мешает, открыв капот, отсоединить тросы от КПП и вручную переключить на нужную передачу.

Ничего, кроме следующего устройства, которое следует упомянуть.Это электромеханический замок капота. Вещь более чем полезная при грамотной установке, позволяет препятствовать открытию капота штатным образом, т.к. дополнительно блокирует капот в закрытом положении.

Кроме версии, представляющей собой отдельный полностью функциональный замок, существует разновидность замков, препятствующих открытию штатного замка за счет разрыва тросика открывания капота. Их установка может быть оправдана в случае, если невозможен доступ к механизму штатного замка снаружи автомобиля, ведь на многих авто можно открыть капот, просто выломав фальшрешетку радиатора и потянув за нужный “рычаг” на механизме замка.

Не стоит забывать и о прочих “слабых местах”, которые могут свести на нет всю возможную пользу от неграмотно установленного электромеханического замка капота, например на Renault Logan, Duster и соплатформенном Nissan Terrano очень легко открутить снаружи болты крепления капота к петлям, поэтому при установке замка следует заменить их на обрывные болты, или хотя бы болты с нестандартной головкой.

Электрогидравлические блокираторы тормозных магистралей позволяют поставить машину на охрану в положении с заблокированными (“нажатыми”) тормозами за счет перекрытия клапаном трубок магистралей. На первый взгляд, надежная защита, хотя по факту достаточно будет немного стравить лишнее давление тормозной жидкости, приоткрыв штуцер прокачки. Этого хватит, чтобы аккуратно уехать с места угона. К тому же, этот вариант является вмешательством в тормозную систему, что само по себе небезопасно и потенциально может вызвать проблемы, например, с прохождением техосмотра, или хуже того, запрещение эксплуатации транспортного средства, если совсем не повезет.

Польза разного рода крышек, закрывающих доступ к блоку управления двигателем, имеет место быть, если блок расположен в легкодоступном месте под капотом. Злоумышленник может просто присоединить свой, заранее приготовленный блок, к штатной проводке автомобиля и спокойно завести двигатель. Штатный иммобилайзер при этом работать не будет.

Рассмотрим электронные противоугонные сигнализации. Самые простые модели, без обратной связи, уже давно не рекомендуются к установке, ибо по сути выполняют лишь функцию замены центрального замка для отпирания и запирания дверей автомобиля. Нет, конечно, они оснащены функциями управления внешним электромагнитным реле, блокирующим какую-либо электронную цепь, критически важную для того, чтобы завести, например, двигатель угоняемого автомобиля. Например, стартер, бензонасос, катушки зажигания или форсунки. Однако, опытный угонщик это хороший специалист по электронике, поэтому ему не составит труда найти блок сигнализации (мест в автомобиле, куда можно спрятать такой блок, не так уж и много), проследить, куда идут провода от сигнализации, найти реле и заблокировать его. К тому же, отключив сирену, можно сколько угодно ковыряться в автомобиле, особенно не опасаясь того, что владелец обнаружит несанкционированный доступ. Ведь такого рода преступления совершаются чаще всего под утро, когда у владельца самый крепкий сон… Да и владелец скорее всего не узнает о срабатывании всевозможных датчиков, ведь сигнализация не имеет канала обратной связи, а, значит, и способа сообщить владельцу о срабатывании, кроме как звуковым сигналом сирены.

Поэтому более актуальным видом будет установка противоугонной сигнализации с обратной связью. В таких сигнализациях брелок является не только передатчиком управляющего сигнала, но и приемником сообщений от блока, расположенного в автомобиле. Поэтому, на первый взгляд, при достаточной дальности связи, владелец узнает о срабатывании тревоги и может предпринять некие меры. Но лишь на первый взгляд, т.к. злоумышленник может, например, отключить передающую антенну в салоне автомобиля, тем самым нарушив радиосвязь.

Общая беда этих сигнализаций — уязвимость к так называемым кодграбберам. Это специальные электронные устройства (к слову, незаконные, и за их производство и, тем более, продажу, можно получить неслабый тюремный срок, правда, воров это не останавливает). Зачастую, это готовые брелоки от сигнализации с обратной связью, т.к. готовое “железо” в них уже есть, остается лишь написать свою “прошивку”.

Схема работает приблизительно так. Допустим, вы подъезжаете к магазину, нажимаете на брелоке кнопку “закрыть”, не зная, что неподалеку находится злоумышленник с кодграббером. Он получает радиосигнал с вашего брелока, сигнал автоматически расшифровывается, после чего у негодяя имеется “копия” вашего брелока. Ему даже не надо знать модель вашей сигнализации! Остается лишь открыть “скопированным” брелоком машину, завести ее и уехать.

К слову, так открыли уже не очень новый Логан другого моего коллеги, который ненадолго припарковался возле магазина. Лишь то, что он случайно вышел из магазина, позволило ему не лишиться сумок (кто знает, вдруг у вас там что-то ценное?).

Подобной проблемы лишены так называемые сигнализации с двухсторонним диалоговым кодом. “У вас продаётся славянский шкаф? — Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой.” По сходному алгоритму обмениваются радиосигналами брелок и блок противоугонной сигнализации с двухсторонним диалоговым кодом. За несколько циклов операции “вопрос-ответ” сигнализация проверяет, что именно “её” брелок пытается связаться с ней и просто не ответит чужому брелоку. А скопировать его нельзя по той причине, что ключи шифрования индивидуальны для каждой пары брелок-сигнализация и не передаются в эфире.

Но и двухсторонний диалоговый код не убережет гарантированно ваш автомобиль. Например, автоугонщик работает с напарником. Вы паркуетесь у магазина и идете за покупками. А за вами незаметно следует “хвост”, у которого в сумке припрятана радиоглушилка, которая не позволяет вашему брелоку принимать сигнал от сигнализации, создавая мощные помехи. В это время сам злоумышленник открывает отмычкой замок вашей машины, проникает в салон, отключает блок радиопередатчика. После этого глушить радиосигнал уже не требуется, вы не узнаете об угоне, пока не выйдете из магазина. Конечно, может быть вы не поскупились на установку блокиратора дверей и угонщик не сможет открыть вашу машину чисто за счет прочного металлического штыря, препятствующего открыванию. Но если это ночная парковка во дворе, разве сложно разбить стекло и залезть в машину через оконный проем?

На этот случай у нас припасен еще один козырь в кармане — сигнализация с GSM каналом связи. По сути, представляет собой обычную противоугонную сигнализацию, скорее всего, с двухсторонним диалоговым кодом, дополнительно снабженную модулем связи с GSM-сетью. По сути, это встроенный внутрь мобильный телефон, только без кнопок и экрана. Даже если воры заблокируют радиоглушилкой работу вашего брелока, весьма велик шанс, что вы получите СМС-ку с сообщением от автосигнализации. Если, конечно, злоумышленник не глушит дополнительно сигнал сотовой сети.

Фактически, сигнализация по GSM-каналу принимает команды управления только от вашего телефона и еще двух-трех, которые вы можете дополнительно указать, как доверенные. Управление с помощью брелока при этом сохраняется.

А если все-таки вскрыли салон? На этот случай вы и ставили электромеханический замок капота. Или даже два, если капот большой и его легко отогнуть. И в электропроводке вашего автомобиля скрытно установлено реле блокировки, управляющееся цифровым сигналом. Открыть электромеханический замок и разблокировать цепи, препятствующие запуску двигателя, можно только подав специально закодированный цифровой сигнал, который знает только ваша сигнализация. А этого не сделать, просто вскрыв салон машины и замкнув между собой пару проводков, как в случае обычного электромагнитного реле.

Как видим, современная сигнализация не просто позволяет сигнализировать о попытке проникновения в автомобиль, но и противостоит угону с помощью разного рода блокировок. Это не обязательно блокировки с помощью внешних реле, цифровых или электромагнитных, блокировка также может быть реализована с помощью подачи особых команд от сигнализации в блок управления двигателем по цифровой шине, например, CAN.

Отсюда появляется еще один тип устройств, это нештатные, то есть, не предусмотренные производителем, иммобилайзеры. Они позволяют блокировать запуск двигателя в отсутствие водителя, при этом не выполняя функций оповещения через радиоканал или GSM-сеть. Для определения присутствия водителя обычно используется цифровая радиометка, которую водитель должен иметь при себе. В свежих моделях также поддерживается авторизация водителя с помощью смартфона, то есть метку при себе иметь не обязательно.

Сигнализации с GSM-модулем, помимо прочего, предлагают еще несколько удобств, например, вы можете отпереть/запереть автомобиль с помощью СМС-ки со своего телефона, или позвонив по номеру, принадлежащему сигнализации (команды в этом случае выполняются с помощью нажатия цифровых кнопок на вашем телефоне. Помните? “Вы дозвонились в военкомат. Если вы собираетесь служить, нажмите звездчку. Если не собираетесь, нажмите решетку и оставайтесь на линии до звонка в дверь”). И даже с помощью мобильного приложения со смартфона можно управлять современными автосигнализациями. Это удобно тем, что вы всегда можете посмотреть напряжение заряда батареи, температуру двигателя и в салоне.

Довольно удобно использовать GSM для дистанционного запуска двигателя автомобиля в зимнее время, если дальности радиосвязи между брелоком и сигнализацией недостаточно. Кроме того, сигнализация отправит сообщение о разряде аккумулятора, если вы забыли выключить фары на парковке магазина, например.

Хорошо, а, предположим, несмотря на все меры предосторожности, вашу машину угнали? Заглушили GSM связь, радиоканал между брелоком и сигнализацией, вскрыли машину, прописали свой ключ в блок управления, завели и уехали в спокойное место, бросив затем машину в каком-нибудь гараже-”отстойнике” или дворе?

В этом случае у вас остается еще один шанс. Это поисковый GPS-маячок. По своей сути это GSM-телефон без кнопок и экрана, снабженный модулем спутниковой навигации. Вы можете его спрятать где-то в укромном месте своего автомобиля, заряда его батареек хватит на то, чтобы пролежать дежурном режиме полгода, а то и в несколько раз больше.

С определенным интервалом, допустим, раз или два в сутки, маячок “просыпается”, соединяется с сотовой сетью, одновременно ловит спутниковые координаты, отправляет их вам СМС-кой и “засыпает”. Именно за счет этого достигается столь большое время автономной работы.

Если же случилась беда, и вашу машину угнали, вы отправляете со своего телефона СМС-ку, получив которую (не сразу, конечно, а проснувшись, “по старой схеме” раз или два в сутки) маяк перейдет в активный режим и начнет отправлять свои координаты чаще, например, раз в 15 минут, или раз в минуту, или как вы ему укажете командой. Естественно, при этом батарейки будут разряжаться гораздо интенсивнее, поэтому к этому методу стоит прибегать как действительно к крайнему, иначе, если батарейки вашего маяка разрядятся раньше, чем вы найдете машину, может оборваться последняя ниточка, еще связывающая вас с вашим бывшим автомобилем.

Хорошо, предположим, вы получили спасительную СМС-ку, и определили, что ваша машина стоит, скорее всего, в гаражном кооперативе “Новая надежда” в колхозе “Светлый путь”. Как искать машину дальше? Вы отправляете команду на маячок, и он , получив ее, звонит вам на телефон, одновременно прослушивая встроенным микрофоном окружающее пространство. И, слыша в трубке своего телефона происходящее вокруг машины, вы с помощью свистка, или стуча по воротам, или подобным образом можете установить местонахождение своей самобеглой повозки.

Но помните, что в этом случае заряд батареек расходуется совсем быстро, и не мешкайте. А если зима, мороз, и батареи имеют сниженную емкость? Значит, батареи должны быть как минимум, морозостойкими. Обычные солевые батарейки перестают работать при температуре ниже ноля, щелочные (“алкалиновые”) выдерживают температуру в -10..-15 градусов мороза, после чего замерзают. Специальные литиевые батарейки выдерживают более сильные морозы, -30 для них не предел. Поэтому перед покупкой обязательно узнайте, на какие батарейки рассчитан ваш маяк.

Да и вообще, почитайте отзывы. Может получиться так, что в маячке применяются редкие и дорогие батарейки, которые, к тому же приходится менять гораздо чаще, чем это прошло бы незамеченным для вашего кошелька.

К слову, многие модели противоугонных сигнализаций с GSM-модулем позволяют подключить навигационный блок и в той или иной мере выполнять функцию маячка. Но в отличие от маячка, установленного скрытно и сохраняющего работоспособность многие месяцы, скрытность установки блока сигнализации достаточно условна, поэтому эта функция больше пригодится работодателям для отслеживания местонахождения принадлежащего им транспортного средства. Ну или если вы сами пожелаете, чтобы ваши родственники могли узнать, где вы находитесь.

Бывают даже GSM-сигнализации, которые управляются только с помощью телефона, брелок для связи по радиоканалу на них не предусмотрен в принципе.

Кроме того, как говорилось выше, современные маячки и GSM сигнализации чаще всего управляются не только с помощью СМС-сообщений и голосовых звонков. Чаще всего производитель предусматривает некий “личный кабинет” на своем сайте, куда вы можете зайти и посмотреть, когда выходила на связь ваша машина, прямо на карте с привязкой к местности посмотреть, где она находится, даже управлять функциями и режимами работы можно таким образом. А в случае, если вы пользуетесь мобильным приложением на смартфоне, то и ваше местоположение с высокой точностью будет отображено на карте, что пригодится, если вы, например, забыли, в каком именно месте огромной парковки гипермаркета припарковали свое движимое имущество.

Кстати, чаще всего GSM-сигнализации и поисковые маячки уже укомплектованы специальными морозостойкими SIM-картами одного или нескольких операторов сотовой связи с удобным и недорогим тарифом, расчитанным специально для работы в подобных устройствах. Если вы будете устанавливать свою SIM-карту, то проблему тарифа придется решать самостоятельно, как и проблему стабильности работы при отрицательных температурах.

Еще один вариант, не очень очевидный на первый взгляд, может быть доступен в случае, если у вас установлена автомагнитола (вернее, головное мультимедийное устройство, ибо магнитофонные ленты компакт-кассет давно почили в бозе) со встроенным навигационным устройством и GSM-модулем. Такие сейчас уже не редкость. Установив специальную программу, вы сможете с помощью компьютера или мобильного телефона на карте видеть, где находится ваша машина, подобно работе маяка. Велика ли вероятность того, что завладев вашей ласточкой угонщик первым делом бросится отключать магнитолу? Нет, хотя никто не мешает угонщика вытащить сим-карту “на всякие случай”.

И тут мы подходим к главному вопросу. Возможно ли на 100% обезопасить автомобиль от угона или иного несанкционированного доступа? Увы, ответ будет отрицательным. Это всегда борьба разработчиков противоугонных средств и незаконопослушных граждан на переднем крае развития радиоэлектроники. Против лома нет приема, если нет второго лома.

Вы ставите сигнализацию. Угонщик отслеживает ее кодграббером. У вас сигнализация с диалоговым кодом, но угонщик глушит радиоканал. У вас стоят механические блокираторы дверей, но угонщик проникает через разбитое стекло или багажник. Вы надеетесь на GSM-канал связи, но угонщик глушит и его. У вас установлен электромеханический замок капота, но все-таки угонщик ломом варварски получает доступ к моторному отсеку, восстанавливает заблокированные цепи. Или сверлит аккумуляторным шуруповертом в нужном месте дверь, подключается к цифровой шине автомобиля и разблокирует его. У вас есть супер-пупер-хитрая секретная дополнительная блокировка, но угонщик цепляет вашу машину на буксир и увозит с помощью второго автомобиля. Вы надеетесь отследить машину с помощью GPS-маяка, но ваша иномарка за несколько миллионов рублей настолько пленит угонщиков, что они могут позволить себе построить или арендовать радионепроницаемый бокс, где разберут машину до последнего винтика и таки найдут несчастный маяк. Или обнаружат его с помощью ультрадорогого оборудования для поисков скрытых и выключенных радиоэлектронных устройств (да-да, и такое тоже есть!).

А какой из этого следует вывод? Неугоняемых автомобилей нет, и если есть задача завладеть именно вашей машиной, она будет выполнена. В противном случае, если бы вы потеряли ключ от машины, ее пришлось бы выбрасывать и покупать новую, а вы когда-нибудь слышали о таком? Все, что вы можете, это сделать так, чтобы вашу машину было угнать сложнее, дольше, дороже, неудобнее, чем такую же, но стоящую неподалеку. Есть такой параметр для каждого противоугонного устройства, как время противостояния взлому. Чем больше хитростей и дополнительных устройств установлено в вашем автомобиле, тем дольше угонщик провозится с ней, а значит и больше шанс того, что бросит неблагодарный автомобиль. Некоторые установщики даже рекомендуют ставить пиропатрон с дымовой шашкой, но, на взгляд автора, это перегиб.

Тут важно соблюсти оптимальный баланс. Конечно, кто девушку ужинает, тот ее и танцует, но разумно ли будет обычному автовладельцу установить на подержанную ладу стоимостью несколько десятков тысяч рублей противоугонный комплекс ценой в половину рыночной стоимости этого автомобиля? Совсем другое дело, если ваш автомобиль популярен у угонщиков, и это не обязательно дорогущий новенький Лэнд Круизер, а и сравнительно недорогой Солярис.

Кстати, многие тысячи рублей можно сэкономить, если установить охранную систему самостоятельно, если конечно дружите с электроникой (подключение к цепям автомобиля), арматурными работами (можете разобрать приборную панель), слесарными работами (можете выбрать место и просверлить крепежные отверстия для установки электромеханического блокиратора капота) и гимнастикой (можете изогнуться для установки блокиратора рулевого вала).

Но в любом случае, подход должен быть обдуманным и комплексным. Любой, даже самый надежный замок можно установить на дверь, которую легко открыть, просто выдавив плечом. Или вообще зачем выдавливать дверь, если рядом незакрытое окно? Неспроста грамотно установленное противоугонное решение называется “противоугонным КОМПЛЕКСОМ”.

Половина успеха угонщика — это беспечность автовладельца. Оставляете машину на ночь в чужом неосвещенном дворе? Ставите машину на дальнем краю неосвещаемой парковки гипермаркета? Игнорируете сигналы тревоги сигнализации, которая вдруг “барахлит” после посещения автосервиса? Будьте готовы к тому, что однажды можете не найти автомобиль там, где его оставляли.

Обязательно стоит добавить несколько слов о взаимодействии с правоохранительными органами. Причем часто это взаимодействие может начаться совершенно независимо от вашего желания. Например, ваша угнанная машина, которую нашли сотрудники “органов” может еще неопределенный срок оставаться “вещдоком” по делу об угоне, и вы окажетесь в крайне неудобной ситуации — и машину нашли, и забрать вы ее не можете. Причем порой эта ситуация может длится многими месяцами. Но это еще сравнительно безобидный вариант, хуже, если сами того не желая, вы из потерпевшего превратились в обвиняемого. Как?

Такие “экзотические” способы противодействия угону, как капканы, слезоточивый газ и т.п. даже не рассматриваем, это заведомо незаконно и может привести к реальному тюремному сроку.

Речь идет о покупках противоугонных средств, таких, как автосигнализации и противоугонные маяки в зарубежных интернет-магазинах. К сожалению, последнее время складывается не очень хорошая практика.

Например, противоугонная сигнализация может быть теоретически классифицирована как устройство, содержащее средство шифрования, покупка которых без сертификата ФСБ невозможна. И, хотя о таких случаях с автосигнализациями автору неизвестно (и, будем надеяться, и не будет известно никогда в силу ненаступления случаев), все равно есть небольшая вероятность остаться и без денег, и без товара, поищите хотя бы случаи с покупкой смартфонов за рубежом.

Куда хуже может быть ситуация с приобретением поискового маяка. Дело в том, что при некотором старании “сотрудников” данное устройство может быть классифицировано как предназначенное для негласного получения информации, незаконный оборот таких устройств в РФ запрещен. И, к сожалению, случаи привлечения к ответственности за такое нарушение уже есть, как штрафы, так и условные и реальные сроки.

Устройства, приобретаемые в местных магазинах РФ, такой опасности лишены и имеют все необходимые сертификаты. Автор надеется, что не навел на читателя ужас последними абзацами, однако счел своим долгом предупредить.

Вот, собственно, и все! Берегите себя и свои автомобили!

Написано М. Левиным специально для vgaraje.su

26.06.17г.

rss